воскресенье, 12 мая 2019 г.

КУРАТОРСКИЙ ЧАС: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕЛАРУСИ».


Цели:
   расширить знания учащихся о Беларуси;
   формировать ценностное отношение к своей стране;
   развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
   воспитывать любовь к своей Родине.
Оборудование: карта Беларуси, выставка книг по теме, выставка детских ри­сунков «Край мой - Белая Русь».

Ход классного часа:
(Звучит запись песни «Мой родны кут».)
 Ученик: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце вялiкага свету
Яна, як зялены лiсток,
Песня гарачага лета,
Крынiчнай вады глыток.
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лiсток.
А у навальнiцу б'ецца,
Небачна памiж лiсця,
Як родная матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часу.
(Ответы детей.)
- Да. Мы отправимся в заочное путешествие по нашей стране. Вы узнаете много интересного и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. За каж­дый правильный ответ члены микрогруппы берут цветочек из лукошка и раз­мещают его на зеленых полянках, которые лежат у вас на столе. В конце заня­тия мы оценим работу каждой микрогруппы по количеству цветов на полянке. А сейчас в путь.
Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.) На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.
Сiнявокая ( или синеглазая) - у нас много красивых рек, озер.
В полях цветут синие васильки .
Зеленая - очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая - потому что - это наша Родина.
Дружелюбная - белорусы - народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая - белый - цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.
Красивая - у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая - в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.
Лесная - много лесов, боров, пущ.
Чудесная - у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.
Мастеровая — в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.
Щедрая - белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная - в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская - в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сра­жались за Родину.

Учитель. Замечательная картина получилась у вас. (Звучит музыка. Выходит Дед-Бородед и поет.)
Я хаджу па белым свеце
I гляджу, як вы жывеце.
Калi трэба памагу,
Бо усе рабiць магу.
-Хто я?
Дед-Барадзед,
Абышоу белы свет,
А цяпер у цixi час
Завiтау да вас.
-Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о Беларуси. А кто знает, почему нашу страну так называют?
Ученик: Белая - от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая
-              от светлых их волос. Белая — значит чистая и свободная.
Дед-Бородед. А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего края.
-    А кто из вас знает легенды про наши родные места. (Ученик читает ле­генду о Могилеве.)
-    Очень интересная легенда. У нашей страны богатая и славная история. Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я ви­жу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и уз­нать много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До сви­дания!
Учитель. А мы продолжим путешествие. Говорят, у каждой земли - своя свя­тыня. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)
Учитель. Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. истин­ный, величественный. В Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни, которые мы чтим, относимся с глубоким уважением и любовью. Какие святыни знаете вы?
(Ответы детей: Беловежская пуща, д. Хатынь, Ф. Скорина, Я. Колас и Я. Ку­пала, национальная библиотека, первые печатные книги, древние храмы и церк­ви, Брестская крепость.)
Учитель. У каждого народа есть еще одна святыня - его родной язык. А с язы­ком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказ­ками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.
(Каждая микрогруппа рассказывает о каком-либо обряде.)
Ученики:
1.   Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье;
2.   На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена;
3.   На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку»;
4.   На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше подни­мались качели, тем длиннее будут стебли льна.
Учитель: Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обряда­ми, песнями, приметами. О них вы узнаете во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы...
Я знаю, вы подготовили друг другу вопросы. Сейчас мы проведем турнир «Ты - мне, я - тебе».
1   группа: Сколько областей в Республике Беларусь? Назовите их и пока­жите на карте.
2   группа: С какими странами граничит Республика Беларусь? Покажите их на карте.
3   группа. Назовите государственные символы нашей страны?
4   группа. Почему белорусов называют «бульбашами»?

Учитель. Я тоже подготовил для вас вопросы. Если вы правильно на них от­ветите и заполните пустые клеточки кроссворда, то прочтете ключевое слово по вертикали под цифрой 1.
1.   Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны?
2.   Самая большая река в Беларуси.
3.   Город, в котором вы живете.
4.   Президент Республики Беларусь.
5.   Самое большое озеро в Беларуси.
6.   Белорусский поэт.
7.   Столица Беларуси.
8.   В какой области мы живем? Назовите ее областной центр.
Учитель: А сейчас, ребята, посчитайте, сколько цветочков каждая микрогруп­па сумела посадить на своей полянке?
Учитель: Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги. (Ученик читает стихотворение.)
Я- беларус, я нарадзiуся
На гэтай казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоу и пушчау дзiкiх
Адвеку прашчуры жылi.
Я - беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае iмя:
Аб добрай славе Беларусi
У свеце знаюць нездарма!
Я - беларус, I я шчаслiвы,
Што мацi мову мне дала,
Што родных песень пералiвы
I зблiзку чую, I здалля.

Приложение 1
Легенда о белорусах
Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и пти­цы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода.
Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - спо­собные и будете жить да жить».
Вспомните и расскажите, где вам приходилось видеть герб?
(Ответы детей.)
На Государственном флаге Республики Беларусь размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Слева расположен белорусский национальный орнамент. Цвета Государственного флага сообщают важные сведения о стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый.
(Учитель демонстрирует изображение Государственного флага Республики Беларусь.)
Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.
Зеленый цвет -— это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство как условия всякой счастливой судьбы. В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела. Где вы еще видели такой орнамент?
(Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить, как выглядят флаг и герб Республики Беларусь.)
В нашей стране День Государственного герба и Государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Игра "Определи герб и флаг Республики Беларусь" Класс делится на группы. Каждой раздаются карточки с изображениями гербов и флагов разных стран. Дается задание определить герб и флаг Республики Беларусь и назвать их признаки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий