Цели:
□ расширить знания учащихся о
Беларуси;
□ формировать ценностное
отношение к своей стране;
□ развивать познавательную
активность и творческие способности учащихся;
□ воспитывать любовь к своей
Родине.
Оборудование: карта Беларуси, выставка книг по теме,
выставка детских рисунков «Край мой - Белая Русь».
Ход
классного часа:
(Звучит
запись песни «Мой родны кут».)
Ученик: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце
вялiкага свету
Яна, як
зялены лiсток,
Песня гарачага
лета,
Крынiчнай
вады глыток.
Адвечная
калыханка,
Душы
запаветны куток,
Трапеча
гарачым ранкам
На дрэве
нястомны лiсток.
А у
навальнiцу б'ецца,
Небачна
памiж лiсця,
Як родная
матчына сэрца,
Што мне
даражэй жыцця.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем
пойдет речь сегодня на классном часу.
(Ответы
детей.)
- Да. Мы отправимся в заочное путешествие по нашей стране. Вы узнаете
много интересного и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. За каждый
правильный ответ члены микрогруппы берут цветочек из лукошка и размещают его
на зеленых полянках, которые лежат у вас на столе. В конце занятия мы оценим
работу каждой микрогруппы по количеству цветов на полянке. А сейчас в путь.
Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.) На некоторое время в предлагаю
вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо
создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.
Сiнявокая
( или синеглазая) - у нас много красивых рек, озер.
В полях
цветут синие васильки .
Зеленая -
очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая -
потому что - это наша Родина.
Дружелюбная
- белорусы - народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая -
белый - цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные
рубашки.
Красивая -
у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая
- в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.
Лесная -
много лесов, боров, пущ.
Чудесная -
у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.
Мастеровая — в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут
из лозы, рисуют.
Щедрая - белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей
и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная
- в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская
- в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много
партизанских отрядов, которые сражались за Родину.
Учитель. Замечательная картина
получилась у вас. (Звучит музыка. Выходит Дед-Бородед и поет.)
Я хаджу па
белым свеце
I гляджу,
як вы жывеце.
Калi
трэба памагу,
Бо усе рабiць
магу.
-Хто я?
Дед-Барадзед,
Абышоу белы свет,
А цяпер у цixi
час
Завiтау
да вас.
-Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о
Беларуси. А кто знает, почему нашу страну так называют?
Ученик: Белая - от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая
- от
светлых их волос. Белая — значит чистая и свободная.
Дед-Бородед. А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего
края.
-
А кто из вас знает легенды про наши родные места. (Ученик читает легенду о Могилеве.)
-
Очень интересная легенда. У нашей страны богатая и славная
история. Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я
вижу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и узнать
много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До свидания!
Учитель. А мы продолжим путешествие. Говорят, у каждой земли - своя святыня.
Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей.)
Учитель. Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. истинный,
величественный. В Беларуси, белорусской земли
тоже есть свои святыни, которые мы чтим, относимся с глубоким уважением и
любовью. Какие святыни знаете вы?
(Ответы детей: Беловежская пуща, д. Хатынь, Ф. Скорина,
Я. Колас и Я. Купала, национальная библиотека, первые печатные книги, древние
храмы и церкви, Брестская крепость.)
Учитель. У каждого народа есть еще одна святыня - его родной
язык. А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков
со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками.
Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали
от взрослых.
(Каждая микрогруппа рассказывает о каком-либо обряде.)
Ученики:
1. Чтобы быть здоровым весь год,
надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться
в бане или полынье;
2. На Троицу свой дом украшали
ветками липы, березы или клена;
3. На Купалу плели венки, пускали
их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку»;
4.
На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили,
чем выше поднимались качели, тем длиннее будут стебли льна.
Учитель: Каждый праздник у белорусов
был связан с определенными обрядами, песнями, приметами. О них вы узнаете во
время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы...
Я знаю, вы
подготовили друг другу вопросы. Сейчас мы проведем турнир «Ты - мне, я - тебе».
1
группа: Сколько областей в Республике Беларусь?
Назовите их и покажите на карте.
2 группа: С какими странами
граничит Республика Беларусь? Покажите их на карте.
3 группа. Назовите
государственные символы нашей страны?
4
группа. Почему белорусов называют «бульбашами»?
Учитель. Я тоже подготовил для вас
вопросы. Если вы правильно на них ответите и заполните пустые клеточки
кроссворда, то прочтете ключевое слово по вертикали под цифрой 1.
1.
Город, который принял первый удар немецко-фашистских
захватчиков во время Великой Отечественной войны?
2. Самая большая река в Беларуси.
3. Город, в котором вы живете.
4.
Президент Республики Беларусь.
5. Самое большое озеро в
Беларуси.
6. Белорусский поэт.
7. Столица Беларуси.
8. В какой области мы живем?
Назовите ее областной центр.
Учитель: А сейчас, ребята, посчитайте,
сколько цветочков каждая микрогруппа сумела посадить на своей полянке?
Учитель: Вот и закончился классный час.
Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы
коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей
нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории,
белорусской литературы, географии и, конечно, книги. (Ученик читает стихотворение.)
Я- беларус, я нарадзiуся
На гэтай
казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоу и пушчау дзiкiх
Адвеку
прашчуры жылi.
Я -
беларус, я ганаруся,
Што маю
гэтае iмя:
Аб добрай
славе Беларусi
У свеце
знаюць нездарма!
Я -
беларус, I я шчаслiвы,
Што мацi
мову мне дала,
Што родных
песень пералiвы
I зблiзку
чую, I здалля.
Приложение 1
Легенда о белорусах
Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли
белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю
полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но
и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка,
так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в
реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не
будет голода.
Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и
ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные
и будете жить да жить».
Вспомните и расскажите, где вам приходилось видеть
герб?
(Ответы детей.)
На Государственном флаге Республики Беларусь
размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Слева
расположен белорусский национальный орнамент. Цвета Государственного флага
сообщают важные сведения о стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и
белый.
(Учитель демонстрирует изображение
Государственного флага Республики Беларусь.)
Красный цвет с древних времен является знаком
Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и
победу. Это также знак счастливой жизни.
Зеленый цвет -— это цвет природы родного
края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира.
Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На
Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он
означает трудолюбие и трудовое мастерство как условия всякой счастливой судьбы.
В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и
плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела. Где вы еще видели
такой орнамент?
(Учитель предлагает детям внимательно
рассмотреть и запомнить, как выглядят флаг и герб Республики Беларусь.)
В нашей стране День Государственного герба и
Государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Игра "Определи герб и флаг Республики
Беларусь" Класс делится на группы. Каждой раздаются карточки с
изображениями гербов и флагов разных стран. Дается задание определить герб и
флаг Республики Беларусь и назвать их признаки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий