Щедрый вечер празднуют в канун Старого Нового года, 13
января. Согласно православному календарю, это еще и день преподобной Мелании.
Если в Сочельник на ужин подавались постные блюда, то на Щедрый вечер готовили
мясо, специальный хлеб и кутью.
С этим христианским праздником связано много традиций,
некоторые из них почитаются до сих пор.
Давайте вспомним главные новогодние
обряды наших предков и узнаем, как праздновали Щедрый вечер в старину.
Щедрый вечер:
традиции и обряды
На рассвете хозяйки готовили щедрую кутью – ее
разрешалось заправлять салом и мясом. Кутью в этот день помещали в красный
угол. Также в качестве угощенья пекли блины, делали вареники с творогом и
пироги, чтобы вручить их посевающим в знак благодарности.
Интересная традиция связана с выпеканием
ритуального хлеба – «Маланки». После замешивания тест хозяйка, не моя рук,
выходила вместе с мужем в сад, чтобы «пугать» деревья, которые мало родят.
Мужчина стучал по стволу обухом топора, грозясь его срубить. Женщина же
обмазывала дерево тестом и перевязывала перевеслом. В народе верили, что после
такой процедуры растение даст хороший урожай.
Считалось, что на Маланки деревья
понимают человеческий язык, а животные даже могут на нем говорить. Боясь, что
скот может пожаловаться на плохое обращение Богу, хозяева хорошо кормили и
холили живность.
С наступлением сумерек по улицам деревень начинали
ходить щедровальщики. Среди ряженых часто встречались образы козы, Маланки,
Василия, бабы, деда, цыган, журавля, медведя и т.д. Роль Маланки обычно
исполнял парень в старом платке и юбке, он всегда имел яркий макияж и при
встрече со всеми целовался, пачкая своей косметикой. Коза – это тоже парень, в
кожухе шерстью наружу и рогами из рогатины, а журавль передвигался на ходулях.
Щедровальщики в подходили к окну дома и в песенной форме спрашивали у хозяев, можно ли войти. Приход ряженых считался хорошим знаком, поэтому их принимали с радушием. Первым делом пелись величальные щедривки для каждого члена семьи, затем исполнялись песни про Маланку. А сама Маланка в это время «хозяйничала»: пыталась побелить пол и помыть стены, тарелки клала под стол, а вместо них – обувь, подметала комнату, начиная от порога, пыталась что-то стащить. За краденную вещь она просила выкуп и грозилась продать ее. Иногда Маланке специально подсовывали вещь незамужней девушки – это сулило ей скорый брак.
Щедровальщики в подходили к окну дома и в песенной форме спрашивали у хозяев, можно ли войти. Приход ряженых считался хорошим знаком, поэтому их принимали с радушием. Первым делом пелись величальные щедривки для каждого члена семьи, затем исполнялись песни про Маланку. А сама Маланка в это время «хозяйничала»: пыталась побелить пол и помыть стены, тарелки клала под стол, а вместо них – обувь, подметала комнату, начиная от порога, пыталась что-то стащить. За краденную вещь она просила выкуп и грозилась продать ее. Иногда Маланке специально подсовывали вещь незамужней девушки – это сулило ей скорый брак.
В дом обязательно заходил еще один персонаж – коза,
хозяева впускали ее погреться. В комнате коза сначала пыталась всех напугать, а
потом начинала пританцовывать под песни щедровальщиков. Действие заканчивалось
смертью козы – ее «подстреливали». Этот ритуал символизировал замирание природы
в зимний период. Чтобы оживить козу, присутствующие пытались ее рассмешить
шутками и щекотаньем. Ее воскрешение означало оживание полей, садов и пастбищ,
а смех имел свойство отгонять силы зла в новогоднюю ночь.
Ряженые в Щедрый вечер желали хозяевам счастья и благополучия в наступающем году и просили вознаграждение. Хозяева начинали сначала предлагать не деньги и лакомства, а солому и овес для козы. Но гости говорили, что она ест только колбасу и любит пироги и булки. В этот момент в комнату заходили цыгане с медведем, пускались в пляс и начинали гадать. Выпроваживали из дома шумную компанию «стражники», за что хозяева щедро их награждали.
Ряженые в Щедрый вечер желали хозяевам счастья и благополучия в наступающем году и просили вознаграждение. Хозяева начинали сначала предлагать не деньги и лакомства, а солому и овес для козы. Но гости говорили, что она ест только колбасу и любит пироги и булки. В этот момент в комнату заходили цыгане с медведем, пускались в пляс и начинали гадать. Выпроваживали из дома шумную компанию «стражники», за что хозяева щедро их награждали.
После обхода домов переодетые ватаги проводили еще
один народный обряд – сжигание Дидуха. Все прыгали через горящий костер,
очищаясь от нечистой силы. А на утро было принято посевать: обычно сначала шли
к родственникам, разбрасывали зерно и поздравляли с Новым годом.
По традиции Старого Нового года, первым посевающим
должен быть парень из хорошей семьи – его приход в дом считался добрым знаком.
Хуже, если первым гостем была девушка, и уж совсем плохой знак, если на порог
ступит вдова, калека или старик.
Со Щедрым вечером в народе связано много других
обрядов. Например, если между соседями был какой-то конфликт, они спешили
помириться, чтобы встретить в ладу наступающий год. А парни, ранее получившие
отказ, могли послать сватов еще раз, надеясь на согласие избранницы. Также
девушки любили гадать, а ребята имели обыкновение в этот время воровать у них
калитки или двери. За возвращение краденного хозяин – отец девушки – должен был
дать магарыч.
Традиции праздника
Маланки до сих пор соблюдаются в сельской местности. Народные обряды Щедрого
вечера очень интересные, они сопровождаются переодеванием и веселым театральным
действием. В больших городах празднование обычно ограничивается посеванием и
исполнением щедровок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий